вписать адрес сайта
Телефоны музея:
(47247) 3-16-06
(47247) 3-37-99
Версия для
слабовидящих
07
июль
2020

Любовью держится семья.

На Руси говорили: «Не нужен и клад, когда в семье лад». Это значит, что семья это самое ценное, дорогое и родное для каждого человека, и никакие блага этого не заменят.

Семейные отношения начинаются со свадебного торжества. Свадьба свидетельствует о приобретении семейного очага. На Руси в связи с этим существовало огромное количество обрядов, традиций и примет.

Время не стоит на месте, меняются нравы, идеология. Постепенно старинные свадебные традиции уходят в прошлое. Значительные изменения свадебной обрядности XX века вызваны историческими причинами и новыми общественными отношениями.

Но ещё в 70-е годы прошлого столетия старинные свадебные обряды на деревенских свадьбах существовали наряду с современными традициями, как бы дополняя друг друга. В фонде Красногвардейского краеведческого музея хранятся свадебные фотографии семьи Горбатовских. Их свадьба состоялась 29 августа 1969 года в селе Гредякино.

В канун замечательного русского праздника Дня семьи, любви и верности, хотелось рассказать, как проходила именно эта свадьба.

Регистрация их брака состоялась в местном сельском совете немного раньше, до празднования самой свадьбы. Гуляли всем селом два дня, это множество столов, собранных воедино, под навесом, домашние огурцы, окрошка, холодец. Первый день в дворе жениха, второй у невесты.

На кануне самого торжества состоялись традиционные мальчишник и девичник. Невеста прощалась с детством, девичеством. В основном это были

совместные приготовления к предстоящему торжеству. Ближе к вечеру невеста с подругами несла жениху, заранее купленный его свадебный наряд- рубаху и брюки, которые он переодевал на второй день.

Так же за день до свадьбы везли приданное невесты в дом жениха, говорили «с сундуком», хотя в то время сундуки уже были редким атрибутом мебели. В местном магазине был куплен шифоньер, который вместе с перинами, подушками и другими вещами были отвезены в дом жениха. Отметим, что важным предметом приданного всё ещё оставались полотенца – рушники. Эта традиция идёт из глубины веков, шили и вышивали их сами. Особенно красочно расшиты были рушники, которыми накрывали иконы в красном углу.
http://muzeybiruch.ru/uploads/posts/2020-07/1594128970_untitled.jpg
http://muzeybiruch.ru/uploads/posts/2020-07/1594128979_untitled1.jpg

Первый день.

В первый день невеста была в белом платье, хочется отметить, что в России обычай наряжать невесту в белое свадебное платье впервые появился в XIX веке, а в обиход вошел только к середине следующего столетия. До этого времени русские невесты облачались в основном в народный костюм.

Платье невеста шила своими руками из купленной за ранее ткани. У местной мастерицы отцом невесты был заказан венок и фата. Эта рукодельница славилась на всю округу своим мастерством по изготовлению таких венков.

Отметим, что во всех свадебных приготовлениях, да и входе самого празднования важную роль играла крёстная невесты. На фото видно, что крёстная мать одета в традиционный праздничный местный костюм, на ней

головной убор сорока, хочется обратить внимание ещё на одну вещь - повойник, которым покрыта сорока на её голове. В данной местности этот атрибут являлся праздничным, в нём ходили в церковь, называли «дымка», так как сшит он из лёгкой сетчатой ткани.

Ну и какая свадьба без музыки? Конечно был местный гармонист. Звучали весёлые песни, частушки. В ходе торжества каждый гость, подходя к молодым говорил тост и вручал подарок.
http://muzeybiruch.ru/uploads/posts/2020-07/1594128917_1-den.jpg
На второй день

Второй день гуляли у невесты. Самому торжеству предшествовал обряд повивания, невесте на голову одевали традиционный головной убор замужней женщины- сороку. Это означало, что теперь девушка окончательно переходила в статус женщины. Заранее была подготовлена повивальная «дымка». Перед молодыми разворачивали её, как бы закрывая от посторонних глаз, зажигали свечи. На столе перед молодыми лежали связанные две деревянные ложки, так же вода, обязательно буханка хлеба и веточки калины. На Руси к этому кустарнику было особое отношение. Она олицетворяла девичью красу и верность, долговечность супружеских отношений. Весь обряд вершили опять же крёстная невесты и тётка со стороны жениха, то есть сваха.

Заканчивался обряд величавой песней. Вот теперь невеста «повита» и может предстать перед гостями. Помимо сороки невеста переодевалась в традиционный для этой местности наряд: понёва, рубаха, «жалетка», завеска.

Начинался второй день свадебного торжества. Развязанными ложками супруги вкушали еду со свадебного стола.

Интересен и обряд одаривания невестой родственников жениха. Нельзя было никого обидеть, в качестве даров были в основном полотенца, скатерти, покрывала, мужская и женская одежда. Получив подарок, гость как бы в благодарность обязательно должен был исполнить короткий танец.

Это пара прожили вместе более 50-ти лет, построили дом, воспитали двое детей, внуков и правнуков.

Безусловно, традиционная свадьба каждого региона области и даже отдельного населённого пункта имели свои особенности. Можно заметить, что со временем некоторые свадебные действа, изменились или от части поменяли свою форму и содержание. Современная свадьба уже не является комплексом сложных обрядов, как это было во времена наших предков.
http://muzeybiruch.ru/uploads/posts/2020-07/1594128933_2-den.jpg
О сайте
309920 г. Бирюч, Соборная пл., д.18.

Другие ресурсы
©2017, Официальный сайт Красногвардейского краеведческого музея г.Бирюч
Все права защищены разработка сайтов ru
Яндекс.Метрика